Горячие и холодные асфальтобетонные смеси: понятие и технология укладки
- Подробности
- Опубликовано 25.09.2016 04:15
Понятие и виды асфальта
Асфальт - это смесь битума, щебня (гравия) и песка. Критериями классификации асфальтобетонной смеси выступают состав, тип и соотношение минеральных заполнителей, а также технология изготовления асфальта, влияющая на эксплуатационные характеристики смеси.
Так, в зависимости от типа заполнителя, асфальт подразделяется на щебеночный, гравийный и песчаный. Также можно выделить следующие разновидности асфальтобетонной смеси:
- крупнозернистый – размер зерен минерального заполнителя не превышает 40мм;
- мелкозернистый – менее 20мм;
- песчаный – менее 10мм;
- горячий асфальт – температура готовой смеси не менее 120С;
- холодный асфальт – температура готовой смеси не менее 5С.
Горячий и холодный асфальтобетон различаются технологией изготовления и укладки, составом, эксплуатационными характеристиками и ценой. Оба вида асфальта изготавливают на асфальтобетонных заводах при помощи специализированного оборудования, которое смешивает основные компоненты смеси при высокой термической обработке. При этом температура обработки компонентов холодного асфальта значительно ниже в сравнении с горячим. Холодный асфальт производят размером зерен не более 20мм. В его состав, в отличие от горячего асфальта, также добавляют модифицирующие компоненты, улучшающие эксплуатационные свойства.
Перечислим основные преимущества и недостатки холодного асфальтобетона, в сравнении с горячим.
Основные преимущества холодного асфальта:
- продолжительный срок хранения;
- возможность укладки при отрицательных температурах и влажной погоде;
- возможность самостоятельной укладки без применения спецтехники.
К основным недостаткам относятся следующие:
- более низкие нормативные нагрузки в сравнении с горячим асфальтом;
- высокая стоимость (около 700 руб. за 25кг).
Особенности технологии укладки горячего и холодного асфальта
Различие в назначении горячего и холодного спосба обуславливает специфику технологии укладки асфальта. Холодный асфальт предназначен, прежде всего, для ямочного ремонта, для устройства отмосток, пешеходных дорожек и придворовых площадок. Его не рекомендуется использовать для покрытия больших площадей и дорог с высокими нагрузками.
Технология укладки холодного асфальтобетона достаточно проста, можно с подручными средствами самому на даче постелить холодную асфальтовую смесь. При устройстве новой дороги необходимо сделать щебеночную подушку, в случае ремонта существующей дороги, нужно очистить устилаемую площадь от мусора и воды, желательно, огрунтовать битумно-керосиновой грунтовкой. Рекомендуется укладывать асфальт слоями для улучшения прочностных характеристик. Трамбовать холодный асфальт можно как катком, так и ручной трамбовкой.
Горячий асфальтобетон, прежде всего, используют для устройства новых автомобильных дорог с высокой нагрузкой на дорожное полотно или при капитальном ремонте старых дорог. Технология укладки горячего асфальта принципиально не отличается от устройства холодной смеси. Главное отличие заключается в невозможности проведения работ при отрицательных температурах и в условиях дождливой или влажной погоды, поскольку горячий асфальт обязательно укладывают в разогретом состоянии и на сухую поверхность.